Проблемы с тендером?
Что необходимо учитывать Заказчику (организатору конкурса), чтобы тендер на поставку трактора (минитрактора) прошел успешно?
При подготовке документов на организацию тендера требуется соблюдения законов и положений регламентирующих подготовку и проведение тендера. Но в данном случае если мы говорим о поставке минитрактора(ов), в процессе подготовки к тендеру и его проведения между заказчиком и поставщиками могут возникнуть некоторые недопонимания или трудности, которые могут осложнить проведение тендера. В некоторых случая бывают разочарования и огорчение всех участников, что тендер не состоялся. Потрачено время, усилия и даже денежные средства,а результат нулевой. Почему это происходит и как этого избежать? Давайте разбираться вместе!
Классический пример, который приходится периодически наблюдать (пример упрощен, чтобы не вдаваться в детали): звонит представитель компании «N» в нашу компанию и запрашивает коммерческое предложение на минитрактор в определенной комплектации и с определенным навесным или прицепным оборудованием, ему предоставляется вся необходимая информация по технике и по условиям покупки. Через две недели очередной звонок этого же представителя: «Приглашаем принять участие в тендере, он проводиться на электронной площадке «B» максимальная цена контракта «Х». Наши тендерные специалисты начинают изучать информацию, касательно данного тендера, и выясняют, что:
- На электронной площадке, на которой размещается тендер, наша компания не аккредитована (этих площадок в интернете более пяти с половиной тысяч). Сам процесс аккредитации требует времени (иногда до трех дней) и денег (уже увеличивает издержки участия в тендере, которые изначально не рассматривались в коммерческом предложении),
- В качестве обеспечения исполнения контракта по проекту договора победитель аукциона в электронной форме (например, наша компания) представляет Заказчику безотзывную банковскую гарантию на срок 6 мес. (еще дополнительные финансовые издержки по замораживанию денежных средств и оплату банковских услуг),
- В сумму цены контракта входит стоимость доставки минитрактора и навесного оборудования до места назначения, которое расположено чуть дальше чем «Кукуево» (шутка), а стоимость доставки крупногабаритной техники – серьезная статья расходов и изначально в коммерческом предложении не рассматривалось.
- В проекте договора сроки гарантийного обслуживания превышают сроки гарантии завода производителя. В стоимость контракта по проекту договора входит обучение эксплуатациии обслуживанию техники сотрудников заказчика при этом еще и на территории заказчика (куда поставляется техника). Техническое обслуживание в гарантийный период обязан по договору производить поставщик техники на территории заказчика и т.д. и т.п. Все эти статьи расхода тоже несут дополнительные издержки по контракту и изначально не оговаривались и соответственно не учитывались.
- Количество единиц техники, которое необходимо поставить по контракту превышает количество, которое есть в данный момент времени в наличии (техника не ставилась в резерв под заказчика, т.к. изначально не было ясно, что это тендер). Сроки поставки техники по контракту 10 дней после подписания договора – реальные сроки поставки значительно превышают контрактные и «ускорение» поставки с завода так же увеличивает издержки.
Рассмотрев всю сопроводительную информацию по данному тендеру, наши специалисты пришли к выводу, что участие нашей компании в поставке техники не целесообразно и экономически не обосновано.
Пример, который мы привели упрощен и может быть даже доведен до абсурда. Однако часть этих «не соответствий» в том или ином виде присутствует всегда. Чтобы избежать в пустую потраченного времени и денег всех участников, организатору тендера (Заказчику) при запросе коммерческого предложения у потенциального Поставщика необходимо внести полную ясность по данному вопросу, а именно:
- Техника Поставщика соответствует техническому заданию (ТЗ) Заказчика, или Поставщик предоставляет ТЗ Заказчику на технику, которая удовлетворяет его требованиям.
- Сразу обозначить, что техника будет приобретаться на конкурсной основе (по тендеру),
- Место проведения тендера (наименование электронной площадки), способ проведения (открытый / закрытый аукцион, запрос котировок),
- Сроки проведения тендера,
- Количество поставляемой техники,
- Сроки поставки техники по договору,
- Входит ли в стоимость контракта доставка техники до адреса заказчика,
- Требования Заказчика к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, об обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.
- Требования Заказчика предоставить Поставщиком и в каком объеме и на какой срок в качестве обеспечения исполнения контракта (безотзывную банковскую гарантию, договор поручительства и т.д.),
- Форма, сроки и порядок оплаты товара.
Подводя итог можно сказать, что успех мероприятия зависит от полноты информации в процессе подготовки к тендеру, для чего необходимо Заказчику и потенциальному Поставщику согласовать и уточнить: марку и модель минитрактора в необходимой комплектации, вид тендера и условия его проведения, все условия проекта договора. Как говориться «информация лишней не бывает, главное ее правильно использовать». Тогда время и деньги, потраченные Заказчиком на организацию и проведение тендера, будут потрачены эффективно и принесут планируемый результат.